Что такое «зеленый тариф» и как он работает
«Зеленый тариф» — это фиксированная цена, по которой государство (или другие покупатели) закупает электроэнергию, производимую с помощью возобновляемых источников: на ветровых станциях, солнечных панелях, малых гидроэлектростанциях, сжиганием биологического топлива и др. Любой инвестор, который построил «зеленую» электростанцию в Украине, мог продать свою электроэнергию государству по более высокой, чем обычная, цене. Кроме того, цена по «зеленому тарифу» была закреплена с привязкой к курсу евро.
Этот механизм позволил привлечь более чем 4 миллиарда евро инвестиций в зеленую энергетику. В конце концов, будущего инвестора интересует возможность гарантированной продажи электроэнергии и страхование валютных рисков. Это дает уверенность в том, что он сможет вернуть взятые в кредит деньги и выйти на ожидаемую прибыль. Украина предоставила эти гарантии, что обусловило бум возобновляемой энергетики.
«Зеленый тариф» — не украинский выдумка. Он появился в Соединенных штатах, где назывался «feed-in-tariff». Впервые его применили при президенте Джимме Картере в 1978 году. С тех пор использование «зеленого тарифа» распространилось. Сейчас он применяется во многих странах Европы как один из способов стимулирования зеленой энергетики. «Зеленым тарифом» пользуются в Австрии, Франции, Греции, Великобритании и других странах.
В Украине «зеленый тариф» появился в 2008 году, еще при президентстве Виктора Ющенко. Новая эра началась в 2015 году, когда законодательство по «зеленому тарифу» было пересмотрено. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) пересчитывала «зеленый тариф» согласно действующему законодательству.
«Зеленый тариф» — высокий. За это его критикуют и предлагают пересмотреть
Тариф отличался для различных типов источников энергии и варьировался со временем. Так, если взять диапазон от самых низких до самых высоких показателей, «зеленый тариф» для коммерческих солнечных электростанций менялся от 46.5 евроцентов до 15 евроцентов в 2019 году.
Цена «зеленого тарифа» в Украине выше, чем в Европе. Если сравнить средние тарифы для каждого из источников энергии, то во всех случаях украинский показатель — выше.
В апреле 2019 Верховная Рада поддержала законопроект №8449-д, в котором говорится о введении системы аукционов в возобновляемой энергетике. Как отмечает старший юрист компании ILF Иван Бондарчук, согласно закону, квоты государственной поддержки зеленой энергетики будут разыгрываться между инвесторами на открытых аукционах. Стартовая цена — определенный в законе размер «зеленого тарифа», от которого участники будут играть на понижение. Победителем аукциона будет признан тот, кто предложит самую низкую цену продажи одного киловатт-часа. Он получит государственную поддержку на срок 20 лет с момента запуска генерирующих мощностей. Законопроектом №8449-д предусмотрено снижение «зеленого тарифа» начиная с 2020 года: для солнечных электростанций — на 25%, для ветровых — на 10%.
По мнению оппонентов «зеленого тарифа», таких действий мало. Они продолжают критиковать тариф за его цену. Директор «Профит Хаб» Константин Иванов озвучил главное, за что можно упрекнуть тариф: «По итогам 2017 года «альтернативщики» добавили в энергосистему Украины 1.5% от общего объема производимой электроэнергии, а получили 7.5% от общей стоимости произведенного украинского электричества, соответственно 12 миллиардов гривен».
Однако, за оппонентами «зеленого тарифа» могут стоять не только расчеты, но и владельцы крупных, нередко старых и энергозатратных предприятий, которым в данный момент нужна дешевая (и неэкологичная электроэнергия).
В июне 2019 Андрей Герус, один из основных противников тарифа, пообещал уменьшить его вдвое. Если это не удастся, он заявил, что сложит мандат и месяц на волонтерских началах будет подметать Крещатик.
В Верховную Раду были поданы законопроекты №2233 и №2236-2 о внесении изменений в Закон Украины «О рынке электрической энергии». Они предусматривают ретроспективные изменения для «зеленых» и отмену гарантий того, что государство будет покупать произведенную электроэнергию.
Все это привело к крайне противоречивой ситуации на рынке. Сначала Украина утвердила «зеленый тариф» и создала привлекательные условия для иностранных и местных инвесторов. Они вложили свои деньги и ресурсы, что обусловило бум украинской зеленой энергетики. Теперь новая власть предлагает пересмотреть условия, на которых привлекали инвесторов — задним числом и без предупреждения.
Что будет, если ретроспективно снизить «зеленый тариф»? Суды и потеря инвестиций
Снижение «зеленого тарифа» — крайне рискованно. Создавая бизнес-планы, ища партнеров, беря кредиты, инвесторы считали, сколько денег они получат в будущем, кому и как смогут продать произведенную энергию, когда их инвестиции вернутся. Эти расчеты опирались на доступные данные и гарантии относительно «зеленого тарифа». В конце концов, если бы он не был выше европейского, можно было бы не вкладывать в Украину, а инвестировать в стабильный европейский рынок. Вместо продолжения создания привлекательных условий для инвесторов, Украина угрожает изменением правил игры во время самой игры.
Во-первых, с юридической точки зрения, это — нарушение обязательств. Законом Украины «Об альтернативных источниках энергии» гарантированно закупку всей произведенной электроэнергии из возобновляемых источников до 31 декабря 2029 по тому тарифу, который был установлен при вводе объекта в эксплуатацию. Защита прав инвесторов, а особенно — инвесторов в энергетическом секторе, провозглашення в Договоре к Энергетической хартии, которую Украина подписала еще в 1994 году: «Каждая из Договаривающихся Сторон, в соответствии с положениями настоящего Договора, поощряет и создает стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия для инвесторов других Договаривающихся Сторон с целью осуществления капиталовложений на ее территории». Кроме того, Украина подписала более 45 соглашений с другими странами по защите их инвестиций.
Что это значит? Неизбежны суды. Это можно уверенно утверждать, ведь мы имеем опыт других стран. Так, ретроспективный просмотр «зеленого тарифа» привел к тому, что в международных делах против Испании, Италии и Чехии инвесторы в зеленую энергетику уже получили решения международных арбитражей о компенсации убытков, измеряемых миллиардами долларов США. Кроме того, расходы на юридические процедуры измеряются миллионными потерями для бюджета.
Вот слова банкира департамента электроэнергетики Европейского банка реконструкции и развития Ольги Ереминой: «Но ведь потом платежи по международным арбитражам превысят те суммы, которые они сейчас сэкономят. Так какой смысл даже с точки зрения расчетов это делать?»
Во-вторых, по мнению экспертов, упадет инвестиционная привлекательность Украины. Об этом, например, говорит руководитель отдела аналитики Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива и энергетики Виктор Андриенко: «То, что сейчас происходит в Испании и Чехии, когда группа компаний, включая международные, подает иски против государства, оспаривая снижение «зеленого тарифа», будет и в Украине. Вместо стабильности страна получит многочисленные иски от компаний-партнеров в Европе, что существенно ухудшит инвестиционный климат».
В-третьих, ретроспективный пересмотр «зеленого тарифа» вносит непредсказуемые коррективы в воплощение энергетической стратегии Украины, согласно которой к 2035 году страна обязана выйти на 25% возобновляемой энергетики. Неизвестно, каким образом рынок будет адаптироваться и развиваться в новых условиях и сможет ли развиваться так стремительно, как это происходило с 2014 и, особенно, 2017 года.
Комментируя представленные в Верховную Раду законопроекты о ретроспективном пересмотре тарифа, международная организация Энергетическое сообщество отметила: «То, что было предложено для принятия в Раде на прошлой неделе, — чрезмерно и повлечет за собой экономический ущерб, даже если цели [этого предложения] могут казаться легитимными».